Ка́зан Элиа (Kazan), настоящая фамилия Казанжоглу (Kazanjoglou) (р. 1909), американский режиссёр театра и кино, писатель. Один из основателей Актёрской студии (1947, Нью-Йорк), пропагандирующей идеи К. С. Станиславского. Фильмы: «Трамвай "Желание"» (1951), «Америка, Америка!» (1963), «Посетители» (1972), «Последний магнат» (1976) и др.
* * *
КАЗАН Элиа - КА́ЗАН Элиа (Elia Kazan, наст. Казандзоглу) (7 сентября 1909, Константинополь - 29 сентября 2003, Нью-Йорк), американский режиссер греческого происхождения, один из лучших голливудских постановщиков 1950-х гг.
В возрасте четырех лет родители привезли Элиаса в США. По окончании театральной школы Йельского университета Казан с 1932 играл в труппе авангардного нью-йоркского «Груп-тиэтр». Там же он дебютировал как режиссер. С самого начала творческой карьеры Казан был приверженцем системы Станиславского, методы которой исповедовал и в дальнейшей своей работе в театре и в кино. В 1930-х гг. молодой актер и режиссер увлекался идеями социального переустройства, вступил в Коммунистическую партию США. Однако в 1936, в знак протеста против догматизма партийных функционеров, Казан оставил ряды коммунистов.
В годы Второй мировой войны Казан становится известен нью-йоркской театральной публике как постановщик лучших пьес передовых американских драматургов - Торнтона Уайлдера, Юджина О"Нила и Теннесси Уильямса. На перспективного молодого режиссера обратили внимание в Голливуде, и в 1945 Казан дебютировал в кино. Ранние ленты Казана «Бумеранг» (Boomerang! 1947); «Джентльменское соглашение» (Gentleman"s Agreement, 1947, премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) за фильм и режиссуру), «Пинки» (Pinky, 1949) продолжали традиции социального кинематографа 1930-х гг. «Бумеранг» стал хитом проката и обеспечил режиссеру прочные позиции в Голливуде. Фильм «Джентльменское соглашение» стал этапным в карьере молодого Грегори Пека (см. ПЕК Грегори).
Особенностью социального кинематографа Казана является его интерес к человеческой натуре. Режиссер задавался вопросом - не являются ли чисто биологические инстинкты причинами хождения истории по кругу. Образцом конфликта духа и материи, цивилизации и «основных инстинктов» становится экранизация пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1951). Этот фильм принес актерскую славу Марлону Брандо (см. БРАНДО Марлон). В умном и эмоциональном фильме о мексиканской революции «Вива Сапата!» (Viva Zapata! 1952) Казан отмечает как неизбежность, так и бессмысленность социального бунта. Вершиной успехов Казана в кино стал фильм «В порту» (On The Waterfront, 1954, премия «Оскар» за фильм и режиссуру), рассказывающий о коррупции в профсоюзах. Некоторая театральность режиссерской манеры Казана искупалась его умением создать атмосферу психологической нестабильности и надрыва, а также выдающейся игрой актеров.
Конец 1940-х - начало 1950-х гг. вошли в историю США как время антикоммунистической истерии и «охоты на ведьм». Как бывший коммунист Элиа Казан был призван к ответу. Во время разбирательств он назвал имена своих бывших соратников по партийной ячейке. Левые интеллигенты сочли поведение Казана недостойным, и клеймо предателя преследовало его до самой смерти.
В 1950-х гг. Элиа Казан был одним из лучших режиссеров американского кино, параллельно он успешно работал и в театре. Вместе с Ли Страсбергом (см. СТРАСБЕРГ Ли) Казан основал Актерскую студию в Нью-Йорке, открыл таланты целого ряда исполнителей, в том числе Г. Пека, М. Брандо, П. Ньюмена (см. НЬЮМЕН Пол), Н. Вуд (см. ВУД Натали). Символом молодежи пятидесятых годов стал Джеймс Дин (см. ДИН Джеймс), который исполнил главную роль в картине Казана «На восток от Эдема» (East Of Eden, 1955) - фрейдистской драме о распаде семьи и о безнадежной пропасти между поколениями.
С конца 1950-х гг. новые фильмы Казана появляются все реже. По-прежнему они посвящены важным проблемам - зловещей роли средств массовой информации в ленте «Лицо в толпе» (A Face In The Crowd, 1957), бесплодности социальных иллюзий в фильме «Америка, Америка» (America, America, 1963, экранизация режиссером автобиографического романа об эмигрантах), войне во Вьетнаме в фильме «Гости» (The Visitors, 1972). Он экранизировал собственные романы - «Сделка» (The Arrangement, 1969) и американскую классику - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1976). Но в 1960-1970-х гг. театральная манера Казана выглядела на экране все более неестественной, и его фильмы не имели успеха.
В 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство.